МЕСТЬ ИЛИ ПРОЩЕНИЕ

Положа руку на сердце, признайтесь: ведь был в вашей жизни хотя бы один момент, когда хотелось причинить обидчику тяжкие телесные повреждения? Не обязательно несовместимые с жизнью, но так, чтоб знал, гад, наших? Ну, хотя бы избу спалить. Или бизнес расстроить.
Наверное, есть в этом эмоциональном стремлении что-то глубинное, на уровне чуть ли не безусловного рефлекса. Это потом, включившись с некоторой задержкой, сознание будет медитативно нашептывать о другой щеке, о долготерпении и мудрости смирения. Но до этого ударившему тебя по левой щеке жутко хочется подставить правую. Ногу. Подсечь резким тычком, опрокинуть на спину и быстро добить ударом локтя.
В истории многих народов был период, когда месть за своего соотечественника, родственника, соплеменника считалась традицией и была безусловно необходимой. В эти времена правили не законы, а обычаи (не путать с понятиями, их срок пришел позже), да и государство не было настолько могущественным и вездесущим, чтобы улаживать споры и конфликты, защищать своих граждан как от внутренних, так и от внешних врагов. На кого надеяться, когда войско и стражники далеко, а душегуб и завоеватель тут, под боком? Вот и срабатывало осознание того, что за каждого убитого придется рано или поздно расплачиваться собственной жизнью или жизнью своих родных – это был мощный сдерживающий и отрезвляющий фактор.

Некоторое время закон и обычай даже шли рука об руку. Во всяком случае, на Ближнем Востоке, в Древней Руси, в Германии и Италии, в скандинавских странах и Южной Греции, на Кавказе и в Албании кровная месть не была чем-то необычным и незаконным. Это потом, когда государство окрепло и заявило о том, что отныне судить и карать может без помощников, кровная месть осталась за чертой закона. Но не исчезла без следа. А кое-где реально практикуется и в настоящее время.
Вернемся в день сегодняшний и постараемся рассудить, как вести себя в ситуации, когда душа горит желанием отомстить. Я не вправе давать четкие и недвусмысленные рекомендации на сей счет, ведь обстоятельства, вызвавшие подобное стремление, бывают самые разные. И все же помните главное – дайте себе некоторое время, чтобы остыть. Даже если вы не откажетесь от мести, это блюдо следует подавать холодным. А пока сдерживаете чувства, подумайте над следующим.

Примо

Вы хомо, предположительно сапиенс. Вы пользуетесь тем, что дали человечеству его лучшие умы, техническая революция, – словом, прогрессом, который не позволил пойти по тупиковой ветке развития, подобно обезьянам. Духовный и интеллектуальный рост человека происходил в жесткой борьбе с ленью, тупостью, борьбе за то, чтобы жить не рефлексами и инстинктами, а разумом и сердцем. Вся жизнь, точнее сознательная ее часть, – это попытка держать дистанцию между собой и тем первобытным и нечеловеческим. Месть – это тревожный звонок. Признак того, что вы готовы сдать часть завоеванных позиций. Стоит ли ваш враг такой чести?

Секундо

Любое деструктивное действие имеет неприятную особенность: оно совершается намного проще и не требует таких значительных интеллектуальных и душевных затрат, как конструктивное. Иными словами, дурацкое дело нехитрое. А посему легче входит в привычку: ведь из всех стереотипов поведения психика лучше запоминает и удерживает тот, что наименее трудоемок. И всегда есть опасность, что привычка отвечать гадостью на гадость станет вашей второй натурой. То есть изменит вашу личность. Деградация морали происходит незаметно для вас, но ощутимо для окружающих. И то новое, что займет свое место, будет подобно портрету Дориана Грея: чем дальше, тем менее симпатично.

Терцио

Доброта – привилегия сильных. Мудрая и цельная личность в состоянии позволить себе роскошь простить. Или хотя бы не делать зла в ответ. Задумайтесь – зачем проводить акции устрашения, какой смысл запугивать, если можно просто отстраниться, когда будет на то необходимость? Достаточно ли вы сильны, чтобы уметь прощать?

Кварто

Есть такое изречение: я люблю того, кому сделал хорошо, и ненавижу того, кому сделал плохо. Одной лишь его трактовке можно посвятить целую психологическую статью, но давайте рассмотрим один частный вариант. С умыслом или без, человек причинил вам зло. Он предполагает, что вы его за это невзлюбили. И от этого злится еще больше – угадайте на кого. Ну не на себя же. А если еще и вы подсуетитесь со своей местью… И все, круг замкнется. Ладно, если в конфликт вовлечены лишь двое, а если подтянутся сочувствующие? Что начнется? Крупномасштабные боевые действия, и уже никто толком не вспомнит, с чего все началось и кто прав или виноват. Готовы инициировать лавину?

Возможно, один из приведенных резонов сможет вас остановить или, по крайней мере, во время чтения статьи вы сделаете столь необходимую паузу.